-Большое спасибо. Непременно будем.
Мастерская. Плющ садится за стол.
Лелеев:
-Ну что там?
Плющ:
-Бизнесмен Надежда. На бомонд приглашает.
Открывает конверт.
Плющ:
-Триста баксов. За три недели работы. Представляешь. Это авторская работа.
Лелеев:
-Ничего себе. Это как таджик с лопатой.
Плющ:
-Ладно…Дареному коню…
Лелеев задохнулся от возмущения.
Лелеев:
-Ничего себе!
Плющ:
-Ну я же их не покупал…
Лелеев:
-И ты Дмитрич, после этого в гости к ней собрался? Она же мастера опустила.
Плющ:
-Ну, падла, мастера опустить нельзя. Если сам не опустится. Конечно, поеду. Я ей не папа, чтобы воспитывать. У меня две альтернативы, как говорит князь Лелеев…
Лелеев промолчал.
Плющ:
-Снежана в Одессу выпихивает, а мне зубы нужны, сам видишь, позарез. Бабок нет ни на то, ни на другое. Но с этими можно хотя бы ввязаться, а там - Бог пошлет…
Большая гостиная, полумрак, горят свечи, угадывается модная мебель. Фуршет, в духе времени на одном столике – бокалы с белым и красным вином, несколько сортов водки в графинах. На другом- закуски – бутерброды с икрой, маслины, семга, колбаса.
По залу покачиваются фигуры, человек десять- двенадцать. Плющ и Снежана. Плющ кое- с кем сдержанно поздоровался, Снежана забилась в угол.
Плющ:
-Что ты сидишь, как Врубель в сирени, общайся давай.
На пол уселась женщина в свитере и запела тихим голосом что-то этническое печальное.
Как по мо-орю. Как по мо-орю.
Как по морю, морю синему
Плыла лебедь с лебедя-а-а-тами…
Парень в джинсах подыгрывает ей на банджо.
Надежда, модная баба лет сорока, ухоженная , подходит к Плющу.
Надежда:
-Константин Дмитриевич, вы уделите мне несколько минут?
Эксклюзивно. Попозже, хорошо?
Она ослепительно улыбнулась. Плющ смотрит на ее зубы. Слишком уж белые.
Надежда:
-А сейчас простите…У меня гость неохваченный.
У стены в кресле сидит человек с очень семитским лицом. Он помалкивает, и, кажется, с вежливым интересом слушает и наблюдает.
Надежда:
-Скажите, Михаил Семенович. Правда ли что у вас в Израиле существует регион, где зимуют наши журавли?
Михаил Семенович:
-Наши журавли.
Оказывается- он пьян глубоко и безвозвратно.
Подбежала легкая гостья. Чирикнула.
Гостья:
-А скажите, зяблики тоже у вас зимуют?
Михаил Семенович:
-Зяблик- мудак.
Михаил Семенович Окончательно замолчал.
На пороге появился священник.
Надежда:
-Отец Владимир, слава тебе, господи..
Отец Владимир, лет пятидесяти, похож, если б не борода, на майора в отставке. Первым, прищурясь, он разглядел Плюща.
Отец Владимир:
-Что-то, Константин Дмитриевич, я тебя давно не видел. Зашел бы в храм, потолковать.
Плющ:
-Да я бы зашел, только боюсь – ты меня, батя, охмурять станешь. А у меня бабушка староверка была. А я религию подбираю себе индивидуально, как лекарство. Народный опиум меня, падла, не интересует. А захочу – в католики подамся. Там хоть сидеть можно.
Отец Владимир:
-Тебя охмуришь, как же…Где сядешь, там и слезешь. А староверы – тоже люди… все мы скоро окажемся староверами… Что здесь наливают?
Батюшка налил из графинчика, подал Плющу, налил себе.
Отец Владимир:
-Давай, Константин, отойдем. Дело есть. Нила Столобенского можешь вырезать? Сантиметров семьдесят высотой. Благотворительно!
Плющ:
-Отец Владимир. С благотворительностью тоже надо разобраться. Художнику тоже помогать надо.
Надежда, подкравшись:
-Нет, почему же. Каждый имеет право на спасение души.
Плющ неприязненно смотрит на Надежду, переводит взгляд на стену, где мерещится этюд в резной рамке.
Плющ:
-Так у меня, батя, один этюд стоит тысячу баксов.
Отец Владимир?
- Ну и продавай.
Плющ, со смехом:
-Так никто ж не покупает. Ладно. В конце концов, работа стоит столько, сколько за нее дают. А что до Нила – давай благотворительность поделим: половина моя, половина- твоя.
Отец Владимир:
- Не стяжай!
Плющ:
-Только бабки вперед. Аванс, хотя бы.
Отец Владимир:
-Губитель!
Он достал из-под рясы бумажник, порылся.
Отец Владимир:
-Вот тебе сто баксов.
Плющ развеселился:
-Да мне это на один зуб буквально.
Отец Владимир:
-А ты не роскошествуй . Вставь деревянные. Чем ты хуже древних.
Он обнял Плюща за плечи и сказал тихо и серьезно.
Отец Владимир:
-Зубы потом. Съездил бы ты, Костя, на родину, погрелся. Вон как дохаешь. Там, небось, еще тепло. Продышись. А здесь- снег скоро выпадет. Покрова на носу. А Нила сделаешь, как вернешься. Договорились?
Батюшка перекрестил смущенного Плющика.
В салоне воркуют про гигабайты, пиксели и фьючерсы.
Плющ подходит к Снежане.
Плющ:
-Сваливаем?
Надежда, подкравшись:
-Константин Дмитриевич, на минутку, вы обещали. Надо посоветоваться. У меня дочка, Фрося. Ей пятнадцать. По моему, она хорошо рисует. Может, вы ее подготовите в художественное училище? Ну, раза два в неделю. За вознаграждение, разумеется…
Надежда вздохнула:
-Боюсь я. Наши Кимры , сами знаете… и этот цыганский Голливуд… Пойдемте.
Комната Фроси. Тряпки. Плакаты. Кино. Все, что полагается.
Фрося, длинная дылда, сидит, накрашенная, у компьютера. Переписывается с кем-то.
Входят Надежда и Плющ. Фрося неохотно раздавливает в пепельнице сигарету.
Надежда:
-Опять! Фрося, покажи Константину Дмитриевичу свои рисунки.
Фрося смотрит насмешливо, достает пачку бумаги, А4.
Плющ с омерзением перекладывает бумажки. На бумажках, фломастером – принцессы в длинных платьях, диадемах, с миндалевидными глазами и ресничками. Плющ в замешательстве.
Плющ:
-А еще что-нибудь можешь?
Фрося вызывающе смотрит Плющу в глаза.
Фрося:
-Могу.
Плющ с поклоном:
-Большое спасибо. Пойдемте, Надежда.
В зале Плющ оглядывается ищет Снежану.
Плющ:
-Понимаете, Надежда… я и сам никогда не учился, и учителям не доверял. Если речь идет о передаче опыта, то у меня нет опыта, только, падла возраст. Я из него состою, а отдавать нельзя – тогда рассыплюсь.
Смотрит на Надежду, холодную и обиженную. Трогает ее за локоть.
Плющ:
-А девочка хорошая, способная. Все у нее получится.
Ночь, черные Кимры , ветер, мост. По мосту, наклонившись вперед, идут две фигурки. Преодолевают пространство и время.
Спальня Снежаны. Плющ просыпается, смотрит на грелку, брезгливо, двумя пальцами берет ее, в трусах идет на кухню, и, не выливая воду, бросает грелку в помойное ведро.
Бродит по мастерской, не находит себе места, разглядывает деревянные чурки для резьбы, пытается чистить засохшую палитру. Бросает, раскрывает кухонное окно, собирается его мыть.
Входят Снежана и Лелеев. У Снежаны в руках пакеты с продуктами – картошка, лук, ливерная колбаса, селедка, помидоры. Лелеев возбужден и решителен. Не глядя, нащупывает стол бутылкой водки.
Снежана кивает на Лелеева.
Снежана:
-Вот, подобрала по дороге. Несется, как паровоз. Дмитрича ему подавай…
Лелеев:
-Дмитрич! У тебя есть этюд, самый завалящий?
Снежана:
-У Константина Дмитриевича не бывает завалящих этюдов.
Лелеев:
Да подожди ты… дело серьезное.
Плющ, усмехнувшись:
-А у меня, Лелеев, все завалящие, а что?
Лелеев:
-Очень нужно. Мне срочно нужен подарок.
Достает из кармана триста долларов.
Лелеев:
-Отрежь на эту сумму. Говорят, ты в Одессу собрался?
Снежана:
-Какой же ты, Лелеев, дуролом. Дай я тебя поцелую…
Плющ:
-Да я хотел… зубы…
Лелеев:
-В жопу зубы! Наливай!
За столом. Водка, селедка, капуста. Плющ вещает с поднятой рюмкой.
Плющ:
-Нет, что происходит. Поезжай, говорят, на родину. А родина, Лелеев, это когда тебя выпихивают.
Снежана:
-Как же выпихивают! Ты - кумир.
Плющ:
-Кумир-это падла, такое существо, вроде обезьянки, от которого все время ждут новых номеров. А вот уважать – не догадываются.
Лелеев:
-Да кто выпихивал? Инородцы? Жиды? Чернокожие?
Плющ:
-Свои же и выпихивают. Они твою родину больше тебя любят, а ты еще и виноват. А единственное, что я имею в Одессе – так это дом в Кимрах…
Плющ смеется, чокаются.
Плющ:
-Алиготэ! А теперь еще и вы. Тоже выпихивайте. Выходит, родина здесь. А что, классно: летом здесь Левитан, зимой – Соврасов.
Внезапно Плющ потускнел.
Плющ:
-Как же я поеду, Снежаночка, без тебя?
Снежана:
-Вы же знаете, Константин Дмитриевич. Меня уволят если я сейчас уеду. И так… я подумала: можете тебе хочется побыть одному, походить, повспоминать…
Плющ:
-Очень хочется.
Снежана:
-Ну вот. А я в конце вырвусь на несколько дней, заберу тебя. А жить будешь у Савенко в мастерской.
Плющ:
-Откуда ты знаешь?
-Снежана:
-Так я созвонилась. Одесса тебя ждет, Константин Дмитриевич.
Снежана победоносно выпила рюмку.
Плющ:
-Что значит! И не сказала!
Снежана:
-Я же вас боюсь.
Лелеев:
-Ты сколько не был в Одессе?
Плющ:
-Лет тринадцать-четырнадцать. Надо будет подсчитать. В зените, падла славы. А? Снежаночка…
Снежана:
-Меня тогда на свете не было.
Плющ сбегал к рабочему столу за трубкой и табаком. Он возбужден.
Плющ:
-В конце концов, пора выгулять белые штаны. Ты знаешь, Лелеев, какие у меня штаны? Очень даже хорошие. Представляешь, тонкая фланель, английская.
Лелеев:
-С роду не видел.
Плющ:
-И не увидишь. Как я могу их здесь носить… В Кимрах белые штаны выглядят вызывающе, как лимузин. А в Одессе – это будет символ моей успешности.
Снежана:
-Успешности… Они от вас выставки ждут. Даже название уже придумали: «Возвращение».
Плющ:
-Вот суки. Выставки они ждут. Сейчас все брошу… Хотя… Будет вам выставка. «Голый король» называется. Одна только замазка – Одесса же заграница. Нужно разрешение на вывоз национального, падла, достояния республики.
Лелеев:
-Неужели ничего нельзя придумать?
Плющ:
-Можно.
На полу мастерской Плющ разложил работы: почеркушки.
Эскизы, нашлепки, варианты. На картонках, на крафте…
Акварелью, гуашью, акрилом. Срезал с подрамников несколько небольших холстов.
Плющ:
-Значит, задача такая. Лелеев, у тебя интеллект среднестатистической внучки дошкольного возраста. Так вот: на обороте этих бумажек надо написать тексты: дорогому дедушке, и так далее. Чтобы было понятно – на национальное достояние это фуфло не катит. Вот тебе фломастеры. Выбери поярче, и – вперед. Я думаю, Одесса найдет бабки на паспорт и рамки, а несколько своих, резаных, я захвачу. Это можно.
Лелеев, высунув язык, ползает, старательно подписывает.
Снежана гладит рубашки.
На дно дорожной сумки уложила картонки и холсты, на белые штаны – рулон с внучкиными автографами. Плющ наклонил голову – направо, налево, прищурился.
Плющ:
-Ничего, красиво получилось…
Кашляет.
Купе. На нижних местах женщина средних лет и молодой гагауз. Плющ карабкается на верхнюю полку.
Женщина нерешительно:
-Может, поменяемся?
Плющ:
-Что вы, мамочка, все нормально. Наверху кашлять удобнее. А что, таможенники сильно шмонают?
Женщина пожимает плечами. Гагауз прислушивается.
Плющ на верхней полке под лампочкой читает книгу «Птичьи права».
Плющ:
-Мне удалось раздобыть билет,
И поезд еще не ушел.
Еду в Одессу, которой нет,
Это ли не хорошо…
Плющ закашливается, закрывает книгу. Переворачивается на живот, смотрит в окно. По лицу бегают отраженные огни.
Автор, за кадром:
Там свежесть сгоревшего огня
Серая тень таит.
Одесса забыла, что нет меня,
И ничего, стоит.
Все в контражуре (стр54), конечно, но
Море полно говна.
То ли виною ее вино,
То ли моя вина.
И где-то на перекрестке лучей,
(каждому по лучу)
Одесса спросит меня – ты чей?
И я свое получу…
Осень. Перрон одесского вокзала. Плющ с сумкой и рамками, обвязанными холстиной, выходит из вагона. Ставит сумку на перрон, раскуривает трубку, кашляет.
Приличный человек лет тридцати пяти подходит к нему.
Человек:
-Вы меня помните, Константин Дмитриевич?
Плющ:
-Ну да. Студент, историк, кажется. Может быть Леня Пац.
Леня:
-Доктор. Диетолог.
Плющ:
-Я и говорю, доктора мастера на всякие истории. Тебя Савенко прислал?
Леня:
-В общем, да. Хотя я, как прослышал, сам вызвался. Мой папа вас любил.
Плющ неуверенно встревожился.
Плющ:
-А что с папой)
Леня пожал плечами.
Леня:
-Ничего. В Израиля пособие получает. Тоже (стр55) занятие для русского режиссера.
Леня подхватывает сумку, вешает на плечо, тянется за рамами.
Плющ:
-Нет, это я сам. Мой легкий крест. Ехать далеко?
Леня:
-Да нет, Канатная угол Успенской. На тачке пять минут.
Плющ запыхтел трубкой.
Плющ:
-А давайте пешком пройдемся.
Снимает куртку, укладывает ее поверх сумки.
Плющ:
-Тепло падла. Как в детстве.
Леня:
-Сегодня обещали девятнадцать. Вода, правда…
Плющ вынимает трубку изо рта и назидательно произносит.
Плющ:
-Я, Леня, никогда не относился к морю потребительски. И тебе не советую.
Смеется. Они идут по старомо городу, Плющ осторожно озирается, мрачнеет. Ничего не изменилось, будто и не уезжал. Пытается встряхнуться.
Плющ:
-Красиво, падла.
Мастерская Савенко. Просторная комната в полуподвале, картины на стенах, холсты и стен и на стеллаже, высохшие цветы в антикварной вазе, стол, длинная деревянная лавка, в углу – икона с рушниками. Постель застелена клетчатым плетом. Мольберт – в другом угли. Чувствуется, что здесь давно ничего не происходит – ни работа, ни гульбища. Постаревший Савенко степенно пьет чай. Постаревший Траяндер чиркает что-то в блокноте.
Входят Плющ и Леня Пац. Савенко встает, обнимает Плюща, крепко жмет руку, троекратно целует воздух у щек. Траяндер тычет кулаком Плющув живот, обнимает его, пытается приподнять.
Плющ высвобождаясь:
-А где, падла, фанфары?
Савенко:
-Охо-хо, Плющику… таке пішло життя… разоще позакінчувались, але для тебе – все зробимо. Захочешь – відпочивай, хочеш – працюй. Фарби є, пензлі є( стр56)…
Трояндер:
-Маешь бухати?
Савенко:
-Нехай бухає, Тільки, я ґадаю, Плющикові це вже не цікаво.
Трояндер:
-І знову нас усіх перемалює…
Савенко:
-Та нехай собі. Доброґо здоров’ячка.
Поворачивается к иконе, истово крестится.
Плющ в замешательстве. Леня Пац почтительно скучает.
Плющ:
-Савенко, Савенко… Я, конечно, понимаю, что Христос был хохол, но ведь только по папе…
Входят братья Лялюшкины, лет тридцати, и, следом толстый телеведущий Феликс, с журналисткой, страшной лицом и статью.
Плющ, за кадром:
-Страшная какая… Наверное, в таких деталях и кроется дьявол…
Приветствия, объятия.
Савенко:
-А де ж твої работи?
Плющ указывает на сумку.
Плющ:
-Только оформить надо.
Лялюшкины:
-Мы сделаем.
Савенко:
-Вистава має бути у місцевому художньому музеї.
Траяндер:
-Ми вже домовились.
Плющ:
-Что-то я, ребята, не догоняю. Мы будем что-нибудь пить?
Савенко:
-Плющику, Плющику. Я майже років п’ять нічого не п’ю. Лікарч заборонює…
Траяндер:
-А я би трошки… вмазав.
Лялюшкины:
-Мы сбегаем.
Плющ:
-Денег дать ? (стр57)
Лялюшкины на ходу отмахиваются.
Плющ:
-Только не надо ностальгического шмурдила. Водки возьмите.
Феликс:
-Рассказал бы что-нибудь.
Плющ:
-Феликс, а где же твоя камера? Ты что, готов упустить шанс?
Феликс:
-Нет, Плющик. Ты от меня не уйдешь. Мы сделаем ток-шоу в студии. На двадцать пять минут.
Плющ:
-Что ты, Феликс, у меня же столько слов не наберется.
Феликс:
-Ничего, я подскажу.
Леня Пац отводит Плюща в сторонку
Леня:
- Константин Дмитриевич. Я сейчас тихонько слиняю. Вот, возьмите мобильник. Умеете пользоваться? Вот здесь, в меню, забит мой телефон. Звоните в любое время. Карточка местная, поэтому в Россию надо звонить через код. И это дорого. Ну, ничего, еще купим…
Леня трогает Плюща за плечо и скрывается.
Плющ:
-До чего трогательный пацан! …
Трояндер хохочет:
-Да уж!
Плющ:
-А где, падла, Жаров?
Савенко, опустив глаза:
-Вже нема Жарова.
Плющ:
-Брандгауз?
Савенко:
-Нема гауза.
Плющ:
-Зайчик?
Савенко поднял глаза на дверь.
Савенко:
-Заяц? А ось іде (стр58)
Входит старый пьяный Заец. Смотрит на Плюща недружелюбно.
Заец:
-Дай три рубля.
Савенко грустно качат головой. Входят Лялюшкины. В пакетах – вино, водка и закуска.
Савенко вздыхает:
-Добре, Плющику. Ми зараз підемо з Трояндером, во бже темно, а іхати далеко. Ви тут пийте, їжте, тілчкі хату не зпалити, а ранком побачуся. Все, вітаю.
Трояндер, Савенко:
-Я трохи залишусь.
Берет бутылку вина, разглядывает этикетку.
Плющ, смеясь:
-Савенко, Савенко. Я же прирожденный украинец, так что со мной можно говорить по-русски, ничего страшного…
Кладбище, мрамор, гранит, позолота. Плющ идет по главной аллее. Недоумевает.
Плющ, за кадром:
-Странно. Если они так роскошно умирают, почему живут так плохо?
В кулаке у Плюща кладбищенские короткие цветочки, маргаритки… Из кармана замшевой куртки торчит плоская бутылка коньяка. Плющ сворачивает в глубину кладбища. Чем дальше – тем неуклюжее. Заросли, брошенные могилы. Плющ бродит, не может найти. Бормочет.
Плющ:
-И указатели повырывали…
Опять бродит, устает, останавливается.
Плющ негромко:
-Батя, батя, выходи. Я сдаюсь.
Постоял неподвижно, послушал и побрел обратно.
Кладбищенская контора. За столом мужик в телогрейке, еще двое темнеют по углам. При появлении Плюща мужик снимает со стола бутылку, смотрит с выражением почтительной скорби.
Плющ:
-Ребята, я заблудился. Как бы определить номер участка… могилки… Плющ Дмитрий Георгиевич. Дата…
Мужик расслабился, достает из под стола бутылку, ставит на стол.
Мужик:
-Приходи, дед, завтра. Будет начальство. Книги надо поднять. Это обойдется тебе гривен в семьсот, а я – я могу тебе только закопать.
В углах смеются:
Мужик:
-Не обижайся, батя. Все там будем. Хочешь вина?
Плющ:
-Большое спасибо.
Втыкает цветочки в бутылку, приподнимает шляпу.
Плющ:
-До встречи.
Двор. Плющ старательно нажимает кнопки мобильного телефона.
Плющ:
-Алло, Пац? Ленечка, Ленечка, нет ли у тебе кого-нибудь полегче? Чтоб килограммов на пятьдесят хотя бы. Что ты не понял? Замудохался я таскать Зайца за ноги по чужой мастерской. Да, не вылазит и не просыхает. Стоило приезжать… Забери меня отсюда. Завтра в полдень? На дачу? Отлично, пока.
Небольшая приморская площадь. Из такси выходят Плющ и Леня Пац.
Плющ:
-А давай, Леня, не спешить. Сумка легкая.
Маленький базарчик у магазина, огурцы с помидорами. Дыни, арбозы, пирожки. Пацан с низкой вяленой ставриды. Баба с кошелкой, из которой торчат горлышки пластиковых бутылок.
Баба:
-Домашнее вино, мальчики. Пробуйте. Чисто лидочка с изабелкой.
Плющ смотрит на Леню. Леня качает головой. Плющ заупрямился.
Плющ:
-Дай попробовать, мамочка.
Баба:
-Кушай, деточка.
Оглядывает Плюща, наливает в пластиковую крышечку.
Плющ:
-Кто ж так делает! Налей хоть полстакана, как тут распробуешь!
Баба с готовностью достает стакан, на сто пятьдесят граммов, наливает полный.
Баба:
-Две гривны.
Плющ пьет вино, выплевывает фонтанчиком через губу. Достает двугривенную бумажку, с шиком промакивает ей усы, подает торговке.
Плющ:
-Совесть надо иметь, рыбонька.
Снял шляпу, крутнулся на месте.
Плющ:
-Пошли Пац. А что, ты и вправду диетолог?
Леня печально кивает.
Леня:
-Если на то пошло, пойдемте в тот магазинчик. Тогда и я с вами выпью.
Плющ:
-Одну минутку.
Подбегает к лотку с пирожками, возвращается с надкусанным жареным пирожком. Морщится.
Плющ:
-Дала, сука, пирожок, а он, падла, с мясом!
Леня:
-Вы как младенец, ей Богу. Всякую дрянь в рот тащите.
Плющ:
-Так я думал, с горохом, как в детстве.
Кладет пирожок на асфальт.
Плющ:
-Может, собака схавает, если захочет.
Маленький магазин. Куриные окорочка, мороженное, сигареты, спиртное. Серьезный человек за прилавком молча кивает в ответ на Ленино приветствие.
Леня:
-Сделай нам, Рональд, два по как всегда.
Рональд кивает, ставит на прилавок две стопки, наполняет их из нестандартной бутылки. Достает из морозильника упаковку крабовых палочек. Леня двумя пальцами берет стопку.
Леня:
-Будем.
Рональд:
-На здоровье.
Леня расплачивается. Плющ на пороге жмурится на солнце. Леня выходит.
Леня:
-Ну, как?
Плющ:
-Нормально. Даже, падла вкусно. А что это было?
Леня:
-Это ворованный коньяк из Приднестровья. Квинт. И стоит между прочим, почти как ваша балованная «Лизочка».
Плющ:
-Так есть, оказывается, жизнь на Марсе. И с фаршем этим холодным, из минтая, ты хорошо придумал. А давай, Пац, постоим, покурим.
Достает трубку и кусет.
Леня:
-Да курите, ради Бога.
Плющ презрительно выкатывает губу, говорит высоким голосом.
Плющ:
-Неужели Плющик будет стоять просто так, и курить, как поц! Ой, Пац, извини. Игра слов получилась.
Пац:
-Ничего
Нырнул в магазин и вынырнул с двумя стопками. Плющ принимает стопку, философствует.
Плющ:
-Понимаешь, Леня, у меня жизнь высокосная.
Леня:
-Это как?
Плющ:
-А сколько я ни проживу, это будет, падла, на один день больше. Такой подарок. Уже не знаю за что.
Леня внимательно, медицинским взглядом смотрит на Плюща. Трогает его живот.
Леня:
-Живот твердый. Вам бы обследоваться.
Плющ смеется:
-Зато пуговицы застегивать легко. Не проваливаются.
Кашляет.
Леня:
-Зайдемте в магазин. Я вас представлю.
В магазине.
Леня:
-Рональд! Константин Дмитриевич будет захаживать в ближайшее время. Ему – как мне, Окей?
Рональд:
-Говно вопрос.
Небольшая каменная дача. Скромно и чисто в небольшой гостиной. Леня приоткрывает дверь в спальню.
Леня:
-Вит здесь вы будете спать, как белый человек. Кровать двуспальная, телок водить можно, но только осторожно.
Плющ понимающе кивает.
Леня:
-А это – гостиная. Диван, телевизор, он, правда, плохо показывает. Тарелку никак не куплю. Книжек, правда, почти нет. Все дома.
Плющ:
-Я, Леня, книжек не читаю. Там буковки маленькие. Лучше скажи мне, Пац, кто написал: «и беспамятство клюкою мне грозит из-за угла»?
Леня пожимает плечами.
Леня:
-Наверное, Пушкин, а что?
Плющ:
-А то, что мне этого достаточно. Зачем мне книжки…
Леня оглядывает Плюща с удивлением и удовольствием.
Леня:
-Только, Константин Дмитриевич, пожалуйста, в спальне – не курить. Хорошо? А то в (стр63) ей потом занавески воняют.
Плющ:
-А она у тебя кто?
Леня:
-Так, экономист. Пошли дальше. Кухня. Газ умеете включать? Посуду найдете, если что.
Леня открывает холодильник. Курица в целлофане, палка колбасы, свертки, коробочки.
Леня:
-На первое время. Ну да я буду наезжать, если не возражаете. И звонить, конечно. Ну, все, кажется.
Плющ, нетерпеливо:
-Все, все. Поезжай давай. Большое спасибо.
Плющ садится на диван, подпрыгивает на пружинках.
Плющм за кадром:
-Неужели один, в кои то веки! Главное, падла, никуда не спешить.
Выходит во двор, бродит по саду, пытается качнуть старую черешню.
Плющ, за кадром:
-К морю – завтра… какое, в жопу, море – сказал бы Лелеев. Кто такой Лелеев? Надо бы Снежане позвонить, беспокоится, наверное. Так звонили уже, по приезде. Вот уж поистине – и беспамятство клюкою…
Увидел смолу на вишне, сковырнул, засунул в рот и тут же выплюнул.
Плющ, за кадром:
-Вот Снежана, зараза. Говорил же – зубы важнее.
Опомнился и рассмеялся.
Вечереет, море гремит под обрывом, ветер посвистывает в тонких злаках. Плющ раздевается, ложится, натягивает одеяло и тут же вскакивает. Роется в кухонных полках, заглядывает в душевую. Разочарованный, ложится в постель.
Плющ, бормочет:
-Даже грелки в доме нет. Как же он живет, этот Пац…
Ночь, кто-то ходит по железной крыше. Плющ просыпается, лежит неподвижно, смотрит в потолок. На крыше кто-то ходит беззастенчиво, топает ногами, падает, замирает и снова ходит.
Плющ:
-Ну, Лёня!
Босиком прокрадывается в кухню, на ощупь находит секачку. Подтягивает трусы и осторожно приоткрывает входную дверь. Ветер, кроны мотаются по черному небу, сшибают крупные звезды. Горстями, пригоршнями, ведрами срываются с высокого дерева грецкие орехи, лупят по крыше, подпрыгивают и падают в траву.
Плющ смеясь:
-Ну, Лёня.
Зажигает свет в кухне, набрасывает курточку, выходит, раскуривает трубку, сидит на корточках, собирает на ощупь орехи, складывает их в кучку, кашляет.
Кричит петух на дальнем хуторе, всходит солнце. Луч тычется в дамский хрустальный флакончик, тот живет своей жизнью, Плющ лежа любуется.
Пустынный песчаный пляж, Плющ задыхается от ветра. С небольшого обрыва боками спускаются две приезжие бледные тетки, сбрасывают халатики, и бегут куда-то в одинаковых синих купальниках.
Плющ:
-Красиво. Но не интересно.
Бродит по берегу, задыхается, радуется.
Плющ шарит по кухонным полкам, бормочет.
Плющ:
-Ну точно, диетолог. Хлеба в доме нет. Как они говорят: - белая смерть, черная смерть…. Ржаная, пшеничная…
Плющ с наслаждением натягивает белые штаны, с трудом застегивает молнию. Бормочет.
Плющ:
-Говорил же… ходить надо больше.
Площадь. На базарчике давешняя баба с вином мазнула недобрым взглядом и отвернулась. Рыбак в брезентовой зюйдвестке и ботфортах продает бычков.
Плющ, за кадром:
-Ряженый какой-то… и бычки, наверное, бутафорские, вчерашние.
Плющ подходит.
Плющ:
-Дай помацать.
Рыбак:
-Десяток – двадцать пять гривен.
Плющ тычет пальцем в рыбку, приоткрывает жабры, нюхает и величественно отходит.
Рыбак:
-Что б ты понимал, москаль паскудный!
Плющ решительно возвращается. Пересчитывает бычков на нитке.
Плющ:
-Семь, восемь, девять, десять. Десяток, говоришь?
Рыбак:
-Ты же сам считал…
Плющ держит двумя пальцами бычка, как держат за пуговицу, и назидает.
Плющ:
-Пока кугутня, вроде тебя, не захватила город, десяток бычков в Одессе насчитывал одиннадцать штук. Ни больше, ни меньше.
Вытирает пальцы о рукав рыбака и отходит, возмущенный.
Магазин Рональда еще закрыт. График работы – с 10 до 19. Плющ смотрит на солнце, прикидывает время.
Плющ, за кадром:
-Все таки без часов не удобно, когда ты один. Но не носить же это китайское фуфло. Качество часов наверняка определяет качество прожитого тобой времени…
Магазин на противоположной стороне открыт. У прилавка – насколько безмолвных курортников. Терпеливо ждут продавщицу. Продавщица появляется и тут же идет в атаку.
Продавщица:
-Что, я не могу удалиться по своим делам? Новости! Я, между прочим, тоже человек!
Народ, однако, безмолвствует.
Плющ выходит из магазина, в полупрозрачном пакете – буханка черного хлеба и бутылка водки. Направляется к Рональду, у него уже открыто.
Плющ:
-Доброе утро.
Рональд кивает вежливо и равнодушно.
Плющ:
Сделай-ка мне, Рональд, как всегда.
Рональд:
-Говно вопрос.
Наливает стопку, отрезает ломтик лимона, кладет на блюдце.
Рональд:
-Рекомендую.
Плющ пьет коньяк медленно и внимательно. Жевнул лимон.
Плющ:
-Сколько с меня?
Рональд:
-Нисколько. Не велено. Наши с Леней дела.
Плющ, огорченно:
-Интересно. Психолог диетолог. Это получается, что мне сюда лучше не заходить!
Рональд:
-Ваше право.
Плющ:
-Нет, но ты видал, Рональд? Придумал лучше всякой супруги. На совесть влияет. Он меня завязать хочет.
Рональд смотрит на бутылку водки, просвечивающуюся в пакете, и впервые улыбается.
Рональд:
-Вас завяжешь, как же.
Плющ смеется:
-А давай мы его все-таки наколем. Через раз буду платить я, тебе же лучше.
Рональд:
-Говно вопрос. Только я не могу.
Плющ:
-Почему?
Рональд:
-Я честный.
Плющ:
-Ну и ладно. В конце концов, я его об этом не просил.
Плющ в саду поливает кипятком известку, засохшую в ведре вместе с малярной кистью. Звонит мобильный. Плющ суетливо достает его из кармана штанов.
Плющ:
-Да, Леня. Все нормально. Нет, не холодно, а так… Обозреватель? А, обогреватель. Привези, конечно. С утра пораньше? Да, Леня, тут у тебя орехов понападало. Куда их определить? Может, тазик какой? Сам грызи! Издевается… Ладно. До встречи.
Плющ варит бульон из курицы, разрезанной пополам.
Белит деревья, бросает кисть.
Сидит в шезлонге под черешней, сосет кружок твердокопченой колбасы.
Плющ, за кадром:
-Плющик, Плющик. Ты, в кои то веки, дачник… А что… никто в Одессе не обязан быть одесситом… особенно теперь…
Сосет колбасы, задремывает.
На пляже довольно много народу для октября. Степенные северные люди. Детей почти нет – несколько дошкольников. Северяне купаются, ухают, восхищаются.
Плющ поднимается по пологой дороге. У дороги – ветки спиленного тополя, серая похрустывающая листва. Среди загубленных ветвей полутораметровый обрезок ствола, толщиной 15-20 сантиметров.
Плющ, за кадром:
-Эта вещь очень даже может пригодиться. Тополь все-таки. Из него можно вырезать, хоть того же Нила Столобенского (стр68), надо, кстати разузнать о нем побольше…
Плющ взваливает на плечо бревнышко, но сырой тополь тяжелый, давит, скатывается. Плющ сбрасывает бревно, кашляет.
Навстречу идет молодая женщина, Плющ мельком глянул – мешает кашель.
Женщина:
-Давайте, я вам помогу.
Плющ кивает, берется за бревно, женщина подхватывает сзади. Так доходят до калитки дачи.
Плющ:
-Бросаем.
Плющ разглядывает женщину и выражение его лица меняется. Женщина один к одному похожа на далекую продавщицу Галю, колхозницу, с которой так хорошо перекатывались. И возраст, и голос, и грудь.
Женщина улыбается.
Плющ:
-Москва? Или Питер?
Женщина:
-Муравленко.
Плющ приподнимает шляпу:
-Плющ.
Женщина догадалась, смеется.
Женщина:
-Да нет, Муравленко – это город. На Ямале. Мы здесь пансионат построили. Элита меня зовут. Можно просто Эля.
Плющ:
-Константин Дмитриевич. Возможно – Костя. Элита, Элита, а как зовут вашу матушку?
Элита:
-Елена Васильевна.
Плющ, успокаиваясь:
-А кем она работала?
Элита:
-Директор школы. Это важно?
Плющ:
-Да. То есть нет. А что, может быть вы сможете выпить немного вина?
Элита:
-Смогу.
Плющ:
-Тогда сделаем так: вы идете к морю, а я сбегаю в магазин и догоню.
Элита:
- Хорошо, только не бегайте. Идите спокойно. Никуда я не денусь.
Плющ:
-Ах, да. Вы какое вино предпочитаете?
Элита:
-Полусладкое.
Улыбается и идет в сторону моря.
Плющ, за кадром; на ходу:
-Вот это замазка. Полусладкое. Как это можно пить? Хотя ладно. Девица, как-никак…
Магазин. Рональд невозмутим.
Плющ:
-Дай мне Рональд, помимо как всегда, бутылку полусладкого. За живые бабки. Что у нас есть?
Рональд оглядывает полку.
Рональд:
-Вот, изабелла. Эксперимент, Константин Дмитриевич?
Плющ:
-Хуже. Да и упаковку этого фарша… крабовых палочек. Из морозильника.
Рональд:
-А штопор есть? А то возьмите, две гривны.
Плющ вертит изделие из толстой проволоки.
Плющ:
-Одноразовый… тогда, для полного счастья, пару одноразовых стаканчиков…
Расплачивается.
Они сидят в стороне от пляжа. Дикое место с небольшими дюнами. Пробой подбирается к самым ногам. Плющ с трудом откупоривает бутылки, бросает прогнувшийся штопор в море.
Элита:
-Зачем?
Плющ:
-Есть в Одессе такая примета: если забросишь в море стопор, значит, вернешься и напьешься обязательно.
Элита:
-Вы алкоголик?
Плющ, гордо:
-Я – пьяница, как и все мастеровые.
Элита:
-А кем вы работаете… работали?
Плющ, грустно:
-Печник я. У меня, кстати будет выставка двадцать третьего, или, может быть, двадцать пятого. В музее. Приходите.
Элита:
-Выставка печек:
Плющ:
-Как-то так.
Море шумит, Элита рассказывает, Плющ рассеян – в животе неладно.
Элита:
-Город наш молодой, ему тридцать лет. Ну уже вполне европейский. Нефтянка. Хотя я не люблю этого слова, непочтительно как-то…
Мэр у нас деловой…вы слушаете?
Плющ:
-Конечно, конечно. Продолжайте. У вас очень деловой мэр.
Волна плеснула Элите по ногам.
Элита:
-Мы как-то сели неудачно. Давайте…
Плющ:
-Откатимся? (стр70)
Элита:
-Отсядем подальше.
Отжимается на руках, отсаживается. Плющ тоже.
Элита:
-Мэр привозит часто американцев и других культурных людей, из Москвы. Приезжал даже Бисер Киров, говорят был знаменит когда-то.
Плющ кивает:
-Конечно, помню. Он, конечно, Кобзон, но не до такой степени.
Элита:
-Вы ни за что не угадаете, кем я работаю. А работаю я главным инженером водозабора. А что, для моего возраста совсем неплохо. Мне тридцать два, и нечего скрывать. Личная жизнь пока не сложилась, но женщина сперва должна реализовать себя, как личность, а потом уже…
Элита говорит, с середины ее монолога голос ее до Плюща едва долетает.
Плющ, за кадром:
-Если отойти на пару шагов и посмотреть на себя, и прищуриться – ничего себе картина получается. Гойе, Капришос, Сусанна, (стр71) падла и старцы. Нет, так вполне: белые штаны, шляпа, замшевая куртка, серебристая бородка над запавшим ртом… Вполне даже красив с точки зрения зарубежного режиссера Кустурицы. Тошнит, падла, это полусладное, да на коньяк… Говорил же – ничего не надо делать из вежливости, лажа получится…
Плющ:
-Извините, я на минутку…
Элита:
-Да, да, пожалуйста…
Плющ забегает за невысокую дюну, нагибается и сует в рот два пальца. Утерся, вытер пальцы песком, возвращается.
Плющ:
-Да, продолжайте. Вы так интересно рассказываете.
Элита внимательно и тревожно разглядывает его покрасневшие глаза.
Элита:
-Вы плакали. Уверяю вас, Константин, все у вас будет хорошо, вы интересный мужчина.
Плющ, за кадром, с облегчением:
-Вот дура…
Утро. Плющ у калитки сидит на траве. Подъезжает такси, из него вылетает Леня в выпученными глазами, пролетает сквозь калитку вглубь сада, останавливается у большой черешни.
Плющ с любопытством наблюдает, как мочится Леня – тщательно и скрупулезно. Наконец, Леня встряхивает плечами и оборачивается.
Леня:
-Доброе утро, Константин Дмитриевич,
Плющ:
-Побелку, гад, смыл.
Леня вытаскивает из багажника обогреватель в коробке.
Плющ:
-Ну что там Лялюшкины?
Леня:
-У Лялюшкиных все готово. Выставка открывается двадцать первого. В пять часов. Не забудьте. Ну, да еще увидимся за четыре дня.
Плющ, равнодушно:
-Двадцать первого. В пять часов.
Леня:
-Вам не надо в город?
Плющ:
-Нет, слава Богу.
Леня:
-Так я поехал. Еда есть? Рональд ведет себя хорошо?
Плющ:
-Большое спасибо. Поезжай давай. До встречи.
Закат. Плющ в белых штанах идет к площади.
Плющ, за кадром:
-Интересно, какие променады устраивают нефтяники. Наверное, танцы под гармошку. А что..И Элита, наверное, с кавалером. В кринолине…
По площади прогуливает мусор. Быстро стемнело. Мрачно светяться окна магазинов. Один еще открыт. Из оранжевого дверного проема выскальзывают приезжие люди, держась под стеночкой, пропадают в темноте. Единственный фонарь на столбе отбрасывает круглую лупшицу (стр72) света, временами в ней мелькают, сцепившись, силуэты.
Девочки подростки в коротких юбочках и лакированных тужурках.
Хриплые окрики:
-Эу!
-А по хавальнику!
Веселый, незатейливый мат. Брякнула в темноте гитара, глумливый голос закричал:
Родина! Еду я на родину!
Пусть кричат – уродина!
А она мне нравится!
Хоть и не красавица!
Треск фанеры, стоны рвущихся струн, певец матерится и ржет:
-Мусжка! Я тебе внешность покроцая!
Невидимая муська визжит в ответ:
-Чем выше любовь, тем ниже поцелуи-и!
Красная девочка появляется в круге света и заладила, как заведенная:
-Не верь, не бойся, не проси!
Не верь, не бойся, не проси!
Не верь, не бойся, не проси!
Плющ, за кадром:
- За что я тебя люблю Плющик, так это за наивность. Хоть в магазин зайти, не ретироваться же, падла просто так.
Возле магазина к Плющу подходит подросток лет 15.
Подросток:
-Дед, продай шляпу!
Сбивает с Плюща шляпу и отбрасывает ногой. Подтягиваются остальные, развлекаются. Плющ хватает подростка за нос и пригибает к земле. Подростку больно.
Подросток:
-Пусти, сука!
Остальные радуются:
-Мы, дедушка, тебе сейчас осценцим будем делать.
Разбивают ящики из под овощей, лежащие под стенкой, разжигают костер. Плющ отпускает пацана, поднимает шляпу, отирает рукавом. К нему подходит самый большой, ему лет 18.
Главный:
-Я – боцман.
Плющ:
-Надо же, а я думал – ты Иванов, Петров-Сидоров.
Берет боцмана за локоть.
Плющ:
-Поговорить, падла, надо.
Костер разгорается, пацаны кричат в темноту:
-Боцман, давай сюда козла старого!
Из темноты появляются Боцман и Плющ. Жмут друг другу руки. Плющ подходит к костру, берез у ближайшего пацана из рук банку с пивом, поливает костер.
Плющ:
-Аутодафе отменяется!
Плющ бредет по темному переулку. Бормочет.
Плющ:
-Ну что, доволен, Плющик, Плющик, если ты сумел их приболтать, значит ты недалеко от них ушел…
На штакетнике – грязные белые штаны. Дождь.
Плющ лежит в постели. Рядом – включенный обогреватель. Плющ курит трубку, кашляет, смотрит на серый и унылый дамский флакончик, что на полочке. За окном дождь. Тоска.
Плющ в кухне пытается отштукатурить секачкой найденной бревнышко. Трогает лезвие пальцем, бормочет.
Плющ:
-Ну, Леня!
Берет бревно, выбегает под дождь, выбрасывает бревно за забор. Прибирается в кухне, стирает белые штаны.
Плющ в детской, среди разбросанных игрушек, сидит на полу, с увлечением складывает пазл «Последний день Помпей».
Магазин Рональда. Рональд мрачен. Не отвечает не приветствие.
Плющ:
-Налей, Рональд. А нет ли у тебя трубочного табака?
Рональд:
-Откуда…
Плющ:
-Тогда дай мне две пачки Камела, покрепче.
Рональд сердито наливает, сердито кладет на прилавок сигареты, уходит в подсобку.
Плющ бредет по площади. Дождь едва моросит.
Плющ, за кадром:
-Пора сваливать. Спектакль кончился. Табак кончился. Зритель устал. А что… так было всегда. И позавсегда.
Звонит телефон.
Плющ:
-Да, Леня, к четырем, так к четырем. Понял. Это уже завтра.
Серый день. Дождя нет. Плющ ловит на площади частника. Проходит трамвай. Плющ рванулся к остановке, но трамвай ушел из под носа. Плющ возвращается на площадь. Кашляет. Долго стоит. Наконец, останавливается раздолбанная «Лада».
Плющ:
-В город. На Пушкинскую.
Водитель:
-Пятьдесят гривен.
Плющ:
-А если подумать?
Машина трогается.
Плющ:
-Стой! Хрен, падла, с тобой.
На Пушкинской, после вокзала.
Плющ:
-Останови, я пройдусь.
Расплачивается, выходит.
Пушкинская. Мрачная и красивая. Плющ бредет медленно, размышляет.
Плющ, за кадром:
-Соберутся хари. Кто-то радуется фальшиво, кто-то куксится. Своих не осталось, интересно, чего ты, падла, не хочешь больше – этих рож или себя одним из них… Подойдет какой нибудь молодой Юхим Бамбалюк, хлопнет по плечу:
-Ну що, Плющику… як ся маешь? Ю ал райт?
Каштан сорвался с высоты, стукнул по шляпе, крутнулся возле ног.
Плющ, за кадром:
-Вот тебе и «Эврика». Не пойду. Все это суета сует и всякая херня.
Плющ ускорил шаг, свернул на ближайшем перекрестке налево. Над подвалом вывеска красным по белому: «Огни притона» винный бар.
Глубокий подвал. Стойка бара, дальше – маленький зал на четыре столика. За стойкой – молодая женщина.
Плющ:
-Как тебя зовут?
Хозяйка:
-Вика, а что?
Плющ:
-Ничего. Классно у тебя Вика. Дай мне коньяка, сто граммов, и … Что это у тебя? Биточки из хамсы? – сто лет не виделись, чудеса…
Плющ садится за столик. Два стола пустуют. За третьим – двое мужчин и две женщины, пожилые, со следами полинявшей интеллигентности на лице.
На панельной приступке сидит бомж в вязанной шапочке, утопил голову в плечи.
Компания разговаривает негромко, но возбужденно:
-А что на морвокзале делается! (стр75)
-Дюк выглядит ханыгой!
-Что ты! Боделан нефтяной терминал не отдаст!
-А что Ющенко! Ющенко-Херущенко!
-Эдик? Эдик окопался у себя в Крыжановке… Бонапарт, блин.
Подошла Вика, поменяла пепельницу.
Плющ:
-Вика, а что они пьют?
Вика:
-А все. Вам принести что-нибудь?
Плющ:
-Еще соточку, с лимоном, и на тот столик – бутылку крепленого и сухого.
Вика:
-Прямо кино.
Она приносит вино, кивает в сторону Плюща. Компания глянула, поутихла, с достоинством приподняла стаканы.
Три столика сдвинуты. Человек десять-двенадцать. Дым столбом. Безучастный бомж раскачивается на приступке, охватив голову руками.
Плющ:
-Викачка, Викачка, еще три бутылки!
Реплики:
-Один одессит нашелся, и тот москвич.
-Бессоница, гомер, тугие паруса…
-Заткнись!
Плющ:
-Ну почему же, я список кораблей прочел до середины…
Читают вдвоем, упираясь лбами, поднимая указательные пальцы, дирижируя:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою внезапно поднялся,
Как журавлиный клин в чужие рубежи,
На головах царей божественная пена,
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Тоя вам дона, ахейские мужи!
-Шаланды полные кефали… в Одессу Костя приводил…
-Кефаль теперь делают в лиманах. Кит-ти кетом кормят.
-Гидропонная рыба.
Плющ:
-Вика, еще что-нибудь…
Из облака дыма вырастает огромная женщина с огромным бюстом.
Женщина:
-Елена. Муж, представляешь, ушел сегодня в рейс.
Хохочет.
-А сын, представляешь, ушел в папой.
Плющ тычется головой в ее живот, хватает за грудь.
Плющ:
-Балдеть! Ни в чем себе не отказывай!
Елена:
-Дедуля! Ни в чем себе не отказывай!
Кладовка. На деревянном топчане спит Плющ. Он разут – башмаки стоят рядом. Накрыт курткой.
Скрипит тяжелая входная дверь, стук, потянуло холодом,
Плющ ежится.
Вика входит.
Вика:
-Вы как, дедя Котя?
Плющ садится, кашляет.
Плющ:
-Еще не знаю, ты Вика, извини.
Вика:
-Что вы, дядя Котя! Вы мне план сделали за три дня, и рекламу. Все от вас без ума. Опохмелить? За счет заведения.
Плющ с мокрыми приглаженными волосами сидит за столиком. Перед ним – стакан вина. Плющ выгребает из карманов мелочь, достает телефон.
Плющ:
-Восемь вызовов. Бедный Леня. Надо будет сделать ему что-нибудь хорошее.
Набирает номер. В телефоне голос: недостаточно средств…
Плющ:
-Молчи, падла. Будто я сам не знаю…
Считает деньги.
Плющ:
-Четыре гривны.
Вика, подходит:
-А вообще… деньги у вас есть?
Плющ:
-Сто баксов в сумке. На отход. Сколько времени?
Вика:
-Без двадцати одиннадцать.
Плющ вздыхает:
-Сходить посмотреть…
Музей, стелка - указатель в небольшой зал. «Константин Плющ. Возвращение»
Служительница:
-Приходите, пожалуйста. Это бесплатно. Известный художник, наш, одессит. Живет за рубежом.
Плющ:
-Большое спасибо.
В зале одна посетительница, старуха. Бережно осматривает работы, останавливается у «Обнаженный». Плющ озирается. Бормочет.
Плющ:
-Ничего, постарались Лялюшкины.
На столике – книга отзывов. Плющ раскрывает, листает – ни одной записи. Белая глянцевая бумага.
Плющ:
-Зима…
Рядом с книгой – несколько нарядных пригласительных билетов. Плющ берет один, помедлив, еще один, кладет в боковой карман. Приглядывается к старухе, подходит.
Плющ:
-Томка, это ты?
Хохочет, показывает пальцем то на старуху, то на обнаженку. Закашливается.
Томка кидается Плющу на шею. Она счастлива.
Томка:
-Костик! Как я рада! Вот уж и не мечтала… пойдем, пойдем.
Толкает Плюща к выходу.
Плющ:
-Ты, Тамара, постой тут, а я быстро… сейчас.
Торопливо выходит, скатывается по лестнице, с трудом открывает тяжелую входную дверь, торопливо уходит.
Плющ сидит на трамвайной остановке, кашляет. Дождь то идет, то не идет. Подходит трамвай. Плющ вскарабкивается, пытается заплатить, кондукторша машет рукой, отходит. Плющ сидит в полуобмороке. Кондуктор поглядывает…
Раскисший переулок. Плющ идет, шатаясь и кашляя, не разбирая дороги, по лужам, по грязи.
В гостиной сбрасывает куртку, башмаки, в спальне включает обогреватель, снимает штаны, ложится в постель. С трудом встает, выходит в гостиную. Достает из куртки пригласительный, детским цветным карандашом пишет на обороте номер мобильного и крупно – Снежана. Возвращается в постель. Темно.
Пляж. Все на местах, молодые, как тридцать с лишним лет назад. Сидят, выпивают. Девушка входит в воду, приседает. Заяц поднимает камень над головой. Швыряет. Все безмолвны.
Появляется Плющ, но не со стороны моря, как обычно, а из глубины пляжа, из-под обрыва. Белые штаны, замшевая куртка, шляпа, трубка в зубах, седая бородка. Садится на свободное место, смотрит на море, дымит. Ложится на спину.
Савенко, Трояндер, Жаров, Гауз, Заец, девушка, как по команде переглядываются, со смехом подбегают к Плющу, хватают за руки, за ноги, тащат к воде и на раз-два-три, бросают его в воду.
Плющ на спине, шляпа сдвинута на глаза, блаженно улыбается, дымит трубкой, уплывает в море, все дальше и дальше, вот уже только точка, и та исчезает. Дым над водой.